Про развитие ИИ — 2

Про замену водителей при помощи ИИ мы уже поговорили. Но дополнять возможности человека искуственный интеллект будет, разумеется, не только в такой области как вождение грузовиков или там поездов и пароходов. Как показывает уже текущий опыт, возможности человека можно дополнить даже в таких сложных областях знания, как математика.

С интересом прочитал крайне любопытную статью, в которой рассказывалось о том, как искуственный интеллект нашёл улучшенный способ умножения матриц.

Для того, чтобы умножить матрицу размером 4×4 на другую, тоже размером 4×4, по стандартному школьному алгоритму (скалярное произведение векторов), требуется сделать 64 арифметических действия. Есть ускоренный алгоритм Штрассена, формализированный выдающимся немецким математиком ещё в 1969 году. Этот алгоритм требует только 49 действий, что вроде как кажется не сильно улучшает картину, но учитывая, что современные системы ИИ типа нейросетей умножают огромные матрицы миллионы раз в секунду — очень серьёзное достижение.

Да, есть алгоритмы с меньшей вычислительной сложностью, чем алгоритм Штрассена, но они сложны в кодировании, имеют высокий коэффициент пропорциональности и показывают превосходство только при очень больших размерах матриц. В решениях практических задач используется именно он.

Можно ли улучшить этот алгоритм, которому уже 53 года? Оказывается, можно, но человек до этого додуматься уже не смог. Додуматься смог искуственный интеллект. ИИ сумел “срезать” ещё два арифметических действия, и теперь квадратные матрицы 4×4 можно умножить за сорок семь шагов вместо сорока девяти. О чём есть соответствующая статья в “Нейчур”.

Мне очень понравилось, как именно ИИ поставили задачу подбора алгоритма. Искуственный интеллект заставили играть в игру, точно так же, как компьютеры играют в шахматы или шашки. То-есть, строят дерево решений и ходят по нему минимаксом — какая стратегия наиболее выигрышная?

И если привести простую футбольную аналогию, то ИИ тут как гениальный форвард — вся команда работает на него, пробивает защиту, выводит его к воротам и даёт пас — а он уже забивает гол. Ведь кто-то должен был написать сам ИИ. Кто-то должен был сделать игру-поиск алгоритма. Кто-то должен был поставить изначальную задачу.

Так что как в примере с вождением грузовика, опять видим, что ИИ не сколько заменяет человека, сколько увеличивает его возможности.

Продолжение следует.