Про марксизьму

В предыдущем посте ожидаемо развернулось оживлённое обсуждение средств производства, и собственности на оные. Как на закоренелую истину, оставшуюся нам от совьетской школы.

И начали, наконец, добираться до истины — что у того же Цукерберга нет никаких “средств производства”. Он сделал деньги — на Идее и Видении. И как вы представляете себе общественную собственность на голову Цукерберга? Да никак. Идею даже запатентовать нельзя. Патентовать можно только конкретную имплементацию идеи.

И, не поверите, большинство современного бизнеса — они такие же. Они не заняты непосредственно в сфере материального производства. В ней вообще сейчас занято меньшинство — благодаря развитию технологий, росту производительности труда, и автоматизации. Добро пожаловать в пост-индустриальную экономику.

О том, что идеи марксизьма устарели лет на двести, свидетельствует сам манифест коммунистической партии.

Вот, например, два пункта из программы коммунистов образца 1848 года:

Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

Мне вот интересно — ну вот нагонишь ты под дулом ружья толпу народа на современную фабрику. И чего они там будут делать? Смотреть на то, как роботы собирают автомобиль? А чего эта толпа будет делать на современной ферме? Обратно, смотреть на то, как полностью автономный трактор по ГПС охерачивает поля с точностью, недостижимой человеку? На кой это всё при нормально развитой автоматизации и методам современной агротехники, где теперь даже землю не пашут?

Поэтому все эти “собственности на средства производства” — забудьте. Это всё устарело, и никому не нужно. Современные коммунисты даже такими понятиями и не оперируют, блин. Выкиньте это из головы.

А что такое коммунизм? Есть современные определения, если кому-то интересно. Вот Борис Юлин:

Т.е. “коммунизм — это равный доступ всех членов общества ко всем благам этого общества”.

А никакая не “общественная собственность на средства производства”. В мире, где большинство не занято в сфере материального производства, это определение бессмысленно.

Похороните уже эту стюардессу.