Вангование

Предсказывать будущее — совершенно неблагодарное занятие. И часто потому, что люди, его предсказывающие, тупо экстраполируют существующие технологии. Поэтому, например, в фантастических фильмах 1980х мы видим компьютеры будущего… с примитивными, почти текстовыми интерфейсами и мониторами на ЭЛТ (см. “Чужой”).

Или вот так, например, в 1981 году журнал “Байт” предсказал умные часы. С дисководом и клавиатурой, ага.

Но думается мне, что некоторые черты того, что будет в будущем, можно попробовать поугадывать. Потом поглядим, сбудется ли.

В 2022 году будет очередная смена политического курса в США. Но тут просто предсказывать — американские законодатели всегда находятся в оппозиции к власти исполнительной. Это старая, давняя традиция. Конгресс и сенат резко покраснеют. Плюс тут как раз тот самый 30-летний цикл заканчивается, что начался в 1992 году. Предсказывать, что будет на президентских выбора 24 года — уже сложнее, не возьмусь. Понятно только, что от демократов пойдёт не Байден. А если не Байден, то пойдёт Харрис. А вот её выберут едва ли. За Козлотрампа, знаете ли, проголосовали не от большой к нему любви, а потому, что Ведьма Клинтониха была ещё хуже.

Базовому доходу — быть. Не в 24 году, наверное, а попозже — но быть. Тут как с однополыми браками и марихуаной — что рано или поздно легализуют оба и везде — было понятно с самого начала. Было только непонятно, когда. Так и тут. Базовый доход — будет. Думаю, в районе тысячи долларов в месяц, хотя с инфляцией на точную цифру закладываться довольно стрёмно.

Что, не верите? Будет-будет. Его уже сейчас обкатывают. Американские родители знают, о чём я говорю. Его уже ввели, а отменить назад его не получится — пролы взвоют.

Тысяча долларов — она кажется, что деньги, но по сути на эту тысячу особо не разбежишься. Но на неё можно разбежаться, если отказаться от большой части вещей. Откуда, вы думаете, вся эта внезапная любовь к дауншифтерству? Все эти “крошечные дома” и прочий коливинг, где люди живут, как в капсульной гостинице?

Ну, а чтобы люди, живущие в таких условиях, на этот самый базовый доход, не начали буйствовать, мы легализуем марихуану. Ага. А почему вы думали, всё это началось? Оттуда и началось. Великий Олдос Хаксли прекрасно знал, о чём писал, когда описывал наркотик “сома” как важный продукт для потребления пролами (я знаю, что пролы — у Оруэлла, знаю).

Базовый доход, постоянное употребление наркотиков, жизнь в крошечном доме. Никакой работы. Никакого смысла в жизни. Долго такие люди не живут — ну, как у Хаксли, низшая каста помирала к 60 годам.

А пропихиваться всё это будет под соусом “работы больше нет, всё делают роботы, так что всех надо обеспечить”. Ну, а реальную власть возьмёт небольшая группа технократов. Обратно, всё как у Хаксли. Представителем таких технократов является, например, Эндрю Ян.

Коммунисты могут порадоваться — в каком-то смысле вот оно — “от каждого по способностям, каждому по потребностям”. Потребности только надо будет прикрутить — до капсульной гостиницы. Ну, а со способностей при постоянном употреблении марихуаны спрос невелик.