Дар предвидения

Вот многие не любят Еськова. Типа, Путина он не любит, и вообще оппозиционер. Российская оппозиция, безусловно, не шибко радует положительными примерами (не в последнюю очередь потому, что Путин сотоварищи её боится, и регулярно зачищает от наиболее способных), но Еськов, в отличие от многих граждан, во-первых, умный мужик, а во-вторых, прекрасно понимает, что жаловаться на неправильный народ глупо.

Люблю перечитывать его интервью журналу “Полдень XXI век”, данное, на минуточку, ещё в 2006 году. Там много умных мыслей по самым разным вопросам. Вот пара цЫтат.

“главная грядущая опасность – это крупные техногенные катастрофы, связанные с “человеческим фактором”: техника всё время “умнеет”, а человек – “глупеет” (ан масс).”

До Фукусимы 5 лет. Как в воду ведь глядел.

И вот, на злобу дня, длинная цЫтата:

“Помяну, порядку для, еще одну, явно недооцениваемую, опасность: инфекционные заболевания. С той поры, как в распоряжении человечества оказались вакцинация и антибиотики, оно совершенно утратило бдительность по этой части – и зря. Дело в том, что глобализация создала в мире принципиально новую ситуацию: не только с прозрачностью границ и возможностью практически мгновенных перемещений по планете, но и с вовлечением в орбиту “цивилизованного мира” диких тропических окраин, где полным-полно практически неизученных эндемичных заболеваний, среди которых есть и особо опасные (это – не художественный эпитет, а строгий эпидемиологический термин).
Вот, к примеру, существуют себе спокон веку во глубине конголезских джунглей природные очаги геморрагических лихорадок Эбола и Марбург; ну, вымирали от них, время от времени, местные негритянские деревушки; сведения о том иногда доходили до миссионеров и чиновников колониальной администрации – а чаще не доходили ни до куда; потом колонизаторов успешно прогнали, и про болезни те вообще все позабыли. Так что когда белые люди в 80-е годы столкнулись с этим добром сами, экспириенс получился крайне неслабый; такой, что в центре оборонных биотехнологий в новосибирском Кольцове немедля учинили специальное подразделение с целевым финансированием (аналогично – и по ту сторону Железного занавеса).
А теперь картинка: парочка зараженных Эблой конголезских беженцев – на борту суденышка, набитого еще пятью сотнями нелегальных иммигрантов, которое глухой средиземноморской ночью успешно разгружается в одном из испанских или итальянских портов; дальше вся эта публика натоптанными уже крысиными тропками разбегается по эмигрантским кварталам всей Европы – и не только Европы; ну а дальше – пандемия: туши свет и сливай воду. Последней пандемией, которую знало человечество, была “испанка” 1918-20 годов; она тихо и буднично унесла 20 миллионов (!!!) жизней – больше чем Первая мировая и Гражданская война в России вместе взятые. А теперь представьте-ка, что это – не относительно безобидный (т.е. не входящий в категорию “особо опасных”) грипп-“испанка”, а лихорадка Эбола, вирусное заболевание (сиречь – антибиотики бесполезны) со смертностью 90% (как от редких легочных форм чумы) и такой контагиозностью, что в карантинных блоках неоднократно заражался лечащий медперсонал, работавший в изолирующих костюмах…
Первые звоночки, между прочим, уже прозвучали. Любого человека, мало-мальски смыслящего в эпидемиологии, должна была крайне насторожить позапрошлогодняя история с азиатским “птичьим гриппом”. Есть все основания полагать, что реальная ситуация там была на порядки серьезнее того, что просочилось в СМИ – просто авторитарные азиатские правительства успешно блокировали информацию, не допустив всемирной паники (что, может, и правильно)… Понятно, что цивилизация наша от такой пандемии не погибнет совсем – как не погибла Европейская цивилизация от Великой чумы (которая, кстати, видимо была и не чумой вовсе – а чем-то таким же вот, совсем новым и незнакомым). Но может лучше всё же озаботиться загодя защитными мерами, а? Чем выкидывать деньги, к примеру, на фантастические (в худшем смысле) прожекты противоастероидной защиты Земли?”